«Рубикон» - фестиваль авторской песни,
поэзии и прозы малых форм
имени Н.И. Рыленкова
  Организационный комитет
  Кураторы
 Смоленск
 Центральный ФО
 Калининград
 Беларусь
 Страны Балтии
 Польша
 Финляндия
  Жюри фестиваля
  Редакторы
  Творческие мастерские
  Пресс-центр
 Пресса о нас
  Подать заявку на конкурс

Премия им. Н.И. Рыленкова

rilenkovРыленков Николай Иванович родился 15 февраля 1909 года в деревне Алексеевка, ныне Рославльского района Смоленской области в крестьянской семье. Рано остался без родителей - в 1916 году умер отец, в 1918 - мать. Учился Николай в волостном селе Тюнине, закончил среднюю школу в городе Рославле в 1926 году. Работал сельским учителем на Брянщине. Писать стихи начал ещё в тюнинской школе, где имелась хорошая библиотека. Там он полюбил поэзию Тютчева, Фета, Бунина.

Приехал в Смоленск в середине 20-х годов. Входил в кружок молодых поэтов при Смоленском пединституте. 14 февраля 1926 года в газете "Рабочий путь" было опубликовано его первое стихотворение "Толока", вышедшее без ведома молодого автора под названием "Взаимопомощь".

Весной 1927 года вернулся в Алексеевку и был там председателем сельского Совета. В 1930 году Николай Иванович поступил в Смоленский педагогический институт. Он вошел в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатался в областных журналах «Наступление» и «Западная область», познакомился с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его связывала долгая и крепкая дружба. В ВУЗе прослушал курс лекций по истории древнерусской литературы профессора П.М.Соболева, которые вызвали у него большой интерес к русскому средневековью, и в дальнейшем Николай Иванович всегда интересовался древнерусской историей и историей древнерусской литературы.

В 1933 году окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (о чем на фасаде его здания имеется мемориальная доска скульптора А.Г. Сергеева). Тогда же в Смоленске вышел первый сборник стихов поэта "Мои герои". Отличительной особенностью этой книги было стремление создать поэтическую биографию нового селянина. В традиции деревенской лирики тридцатых годов, решительно утверждавшей «невыдуманность» лирического героя, обязательно дававшей ему имя и биографию, Николай Иванович в своём первом сборнике сделал особый нажим на «биографии». Разделы книги имели характерные названия: «Биографии моих героев», «Соревнование героев», «Герои на досуге». Репортажи о своих земляках поэт изложил в привычном стиле тогдашней «газетной» поэзии. Доброжелательные отклики на первую книгу недолго вводили в заблуждение молодого поэта. Он понял, что публицистика не его стихия, что лучше всего и самобытнее всего он может выразить себя в лирике, в пейзаже, в картинном изображении родной смоленской природы.

Николай Иванович работал в редакции газеты "Рабочий путь". С середины 30-х гг. до начала великой Отечественной войны издано шесть его поэтических сборников. Он был делегатом I съезда советских писателей (1934 г.) от смоленской писательской организации.

В 1940 году вышел сборник стихов Николая Ивановича «Берёзовый перелесок». В нем определились основные темы поэзии Рыленкова, которым он сохранил верность на протяжении всего творческого пути: русское искусство, русская природа, русская история.

Довоенный период творчества Николая Рыленкова можно рассматривать как «вступление в судьбу». Поэт обозначил границы своего «месторождения», поставил какие-то вехи, заявил о себе как о самобытном лирике, но сделал пока мало, и не всё из сделанного с отчётливостью выявило его самобытность. В отличие от своего земляка и друга Александра Твардовского, сразу и решительно заявившего о себе как об одном из интереснейших и значительнейших поэтов советской эпохи, Николай Рыленков шёл к своему успеху, к своему признанию дорогой долгой и нелёгкой. Он не взлетел на вершину Парнаса, а трудно поднимался на неё по крутым ступеням, выщербленным поэтами предшествующих веков.

Николай Иванович - участник Великой Отечественной войны. Служил командиром саперного взвода, был военным журналистом, работником штаба партизанского отряда. Война научила поэта быть предельно внимательным и чутким. Наиболее удались ему те стихотворения, в которых он пытался говорить об исторической связи поколений, глубоко осмыслить ее, раскрыть верность патриотическому духу предков. В этих стихотворениях он постоянно напоминает о славе русского оружия. Не случайно стихи Николая Ивановича сбрасывались с самолётов на временно оккупированную землю Смоленщины и Белоруссии: многие из них были примером патриотического служения Родине. С 1943 по 1945 годы вышло 4 сборника его стихов: «Прощание с юностью», «Синее вино» (1943 год), «Отчий дом» и «Смоленские леса» (1944 год). Военная лирика Николая Рыленкова была такой же негромкой, «домашней», как и его лучшие довоенные стихи. И это делало её куда более слышной, чем сотни и сотни «фанфарных» стихов, наполненных «шумом битв», «яростью атак» и «скрежетом металла». Он увидел на войне то, что проглядели многие другие поэты, замечавшие лишь «масштабное» и «героическое». Он увидел, как комбат читает в землянке «Илиаду», как кукушкин сон и зверобой беззаботно растут у фронтовой переправы. Он услышал сладкий запах костра на холоде и плач мальчишки, только что совершившего взрослый подвиг.

После освобождения Смоленщины от фашистских оккупантов возвратился в родной город. Возглавлял Смоленское отделение Союза писателей СССР. В 1945 вступил в члены КПСС.

В середине 50-х годов поэт обращается к прозе. Одна из книг, привлекшая наиболее читательское внимание, - повесть о событиях Отечественной войны 1812 г. "На старой смоленской дороге".

В 1950-1960-х годах поэт всё больше и больше размышляет о своей Родине и её непростой истории, о смысле жизни и излагает эти размышления в своих стихотворениях. В 1950 году выходит сборник «Книга полей», в 1960 - «Корни и листья», в 1962 - «Рябиновый свет», а также нескольких поэм. В его лирике, тяготеющей к классическим и фольклорным традициям, запечатлено богатство русского пейзажа, светлое мироощущение нового человека, патриота и труженика. Бережно выписанные пейзажи и философские миниатюры, раздумья о духовном мире советского человека, о его нравственном богатстве - таков основной характер стихотворений Николая Ивановича. В его стихах неизменно чувствуется человек, знающий и любящий землю. Поэт воспевает русскую природу в органическом единстве с трудом пахаря и сеятеля. Жизни Смоленщины поэт посвящал и свои работы в прозе - повести и рассказы.

В 1962 году Николай Иванович создаёт стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве» который был опубликован в «Литературной газете», а затем неоднократно издавался отдельной книгой. Кроме стихов Николай Иванович также писал очерки, песни, исторические повести, а в 1962 году выпустил сборник статей «Традиции и новаторство».

Важнейшую часть послевоенной лирики Николая Рыленкова составляют его песни. Подготавливая к изданию в 1964 году двухтомник избранных произведений, Николай Рыленков выделил песни в специальный раздел - «Книгу песен», которая шла у него за «Книгой юности», «Книгой встреч», «Книгой верности» и «Книгой признаний». Если бы даже Рыленков не написал ничего другого, кроме этих песен, он по праву входил бы в число наиболее самобытных современных лириков. Читателю хорошо известны ставшие, по сути, уже народными песни Николая Рыленкова «Ходит по полю девчонка», «То ли гречка цветёт, то ли речка течёт», «Под окном шумит рябина», «Мы с подружкой жили дружно», «Мне не жалко полушалка», «Отцвела черемуха» и другие. Учась у Михаила Исаковского искусству лирической песни, Николай Иванович сумел создать свой неповторимый песенный мир, в котором молодое чувство любви выражено с какой-то стыдливой решительностью и угловатой прямотой. Незатёртость песенного языка, естественность лирического чувства, наивное лукавство тона, близость к народной этике и эстетике обеспечили его песням завидное долголетие.

Много вдохновенных стихов поэт посвятил Смоленску, который он искренне любил и боготворил. Его стихи выбиты на камне у крепостной стены в сквере Памяти Героев и на памятнике Скорбящей матери в Реадовке.

Завершая круг своего развития, Николай Иванович мыслью обращался к тем же далям и тем же людям, с которыми было связано начало его поэтической судьбы. Адрес его поэзии остался неизменным. Слово его не меняло прописки. Он писал в «Автобиографии»: «Я всегда с благодарностью буду вспоминать часы и дни праздничных встреч с друзьями на берегах Байкала или у подножья снежных вершин Кавказа, но обдумывать пережитое приеду на берег какой-нибудь безымянной речки в глубине Смоленщины. Чтобы проверить себя, чтобы собраться с мыслями, мне всегда нужно было побродить по заросшим иван-чаем берёзовым опушкам, посидеть с косарями у догорающего костра, послушать доносящиеся издалека девичьи песни».

Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года, подготавливая к печати новый сборник стихотворений «Журавлиные трубы». Он похоронен в Смоленске, его родном городе, с которым связана вся его творческая жизнь.

Николай Иванович награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. В 1994 году постановлением мэра города Смоленска от 16 февраля № 160 Н.И. Рыленкову посмертно присвоено звание "Почетный гражданин города - героя Смоленска". Именем поэта названа одна из улиц города.

 
  Учредители фестиваля 
  Штаб фестиваля 
  Главный приз 
  Партнеры 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
  Гости фестиваля 
  Участники II Фестиваля 
  Премия имени Н.И.Рыленкова